«Театральная весна». Об истории и настоящем

Начиная с середины 90-х годов экспертом фестиваля «Театральная весна» была Людмила Гаврилова. Мы попросили доктора искусствоведения, профессора, заведующую кафедрой истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского поделиться воспоминаниями о том, как фестиваль проходил в разные годы.

– Людмила Владимировна, фестиваль – это живой организм, и с годами может меняться. Вы были свидетелем более чем 20-летней истории «Театральной весны». Как всё происходило?

– За эти годы с фестивалем произошло много метаморфоз. В первую очередь, он поменял свой формат. Первоначально фестиваль был непосредственно привязан по времени проведения к Дню театра (27 марта) и один состав жюри (в основном, из местных специалистов и критиков, которые в то время ещё активно действовали) предварительно отсматривал все премьеры сезона в театрах края, отбирал лучшие спектакли для показа в Красноярске и отмечал лучших актёров, певцов, режиссёров, дирижёров, художников и т.д. Далее вся неделя в преддверии 27 марта превращалась в соревновательную арену. Особенно это касалось драматических театров, которых было достаточно, а оперный театр был единственным, Красноярский музыкальный театр имел тоже только одного соперника – Железногорский театр оперетты. Здесь в свои права вступало уже более высокопрофессиональное и компетентное жюри. До последнего вечера ощущалось напряжение от ожидания, какой же спектакль станет победителем. Прекрасно помню года, когда пушкинцы боролись с норильчанами за лучший спектакль, как неожиданно ярко заявляли о себе ачинский, канский или минусинский театры. Помню, как железногорская версия рок-оперы Э. Ллойда Уэббера – необычайно лаконичная по своему решению – покорила жюри.Примеры можно множить…

– Что изменилось в фестивале?

– Совершенно другой, более высокий статус, обрело жюри, будучи ориентированным на всероссийский уровень представительства. Ежегодно в его состав включаются известные и крупнейшие театральные специалисты страны. В этом отношении можно говорить, что фестиваль преодолел свои узко региональные границы. И это очень хорошо, так как сегодня в российской театральной жизни появилось большое количество фестивалей, где может проявить себя любой из наших краевых и муниципальных театров. Поэтому региональный фестиваль становится своеобразной стартовой площадкой для их последующих успехов. На мой взгляд, наибольшее влияние высокая оценка жюри оказывает непосредственно на самих участников театральных спектаклей. Для актёров, певцов очень важно, чтобы их творческий труд оказался замеченным. Более того, после каждого просмотра члены жюри обсуждают спектакль с постановочной группой, открыто высказывая свое мнение об увиденном. Подобные диалоги с коллегами-профессионалами, представляющими столичную театральную культуру, помогают в дальнейшей сценической судьбе спектаклей.

– Чего Вы ждете от «Театральной весны-2021»?

– От предстоящего фестиваля я, как всегда, жду встреч с коллегами по жюри, которые дают много новой пищи для размышлений, позволяют соотнести собственные оценки – ведь я смотрю все премьеры наших музыкальных спектаклей и уже имею представление о всех событиях – с мнением «со стороны». Приятно, когда мы совпадаем. Часто им удаётся открыть какие-то новые грани, ускользнувшие от меня.