Российские театры достойно проходят трудные времена

О сегодняшнем состоянии театрального дела в России размышляет эксперт фестиваля «Театральная весна» 2021 Ирина ГОРБУНОВА, театровед, музыкальный критик, историк музыкального театра. Её статьи публиковались в «Российской газете», журналах «Музыкальная жизнь», «Балет», «Большой театр» и на федеральных информационных порталах. 

– Два прошедших сезона были необычайно трудными для всех театров. Локдаун, пятидесятипроцентное заполнение залов... Многие премьеры и проекты не состоялись – знаю это по своему театру (Ирина Владимировна – шеф-редактор видеоотдела Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Но всё же... Некоторые российские театры выпустили интересные спектакли. Среди них и «Богатыри» в Красноярске. Много слышала об этом спектакле, с нетерпением жду встречи с ним. На российской карте появились две любопытные «Свадьбы Фигаро», которые оказались не просто удачными постановками, но значимыми явлениями для одного и другого театра, речь о Воронежском оперном и Нижегородском оперном. Удались интересные премьеры в Екатеринбурге и Перми. Многие театры обратились к такому формату, как концертное исполнение опер, или полуконцертное – semi-stage. Этот формат позволил вывести певцовна авансцену в прямом и переносном смыслах, и для многих поклонников оперы открыть новые для себя имена. А ещё оперные театры имели возможность чаще слышать своих солистов, в обычное время много гастролирующих. Балетные труппы активно обращались к формату одноактных балетов: самарский оперный выпустил Вечер балетов Владимира Бурмейстера, в двух театрах, как минимум, была поставлена «Ленинградская симфония»– в Красноярске и Самаре. Понятно, что вдохновлено такое решение юбилеем Победы, но это интересный и неформальный ход. Вот лишь несколько примеров того, что делали театры. Как известно, трудные ситуации стимулируют фантазию. Хорошо, когда есть нужный бюджет, но когда его нет, вдруг оказывается, что начинает усиленно работать воображение художников. И, конечно, опыт невероятного количества спектаклей, выложенных в сеть, специальных форматов для сети, полагаю, не прошёл даром. Мне кажется, что российские музыкальные театры очень достойно проходят трудные времена, надеюсь, эти трудные времена скоро закончатся, и нас всех ждёт невероятный всплеск вдохновения тех, кто создаёт театр.