Три вопроса эксперту

 

 Впервые экспертом фестиваля «Театральная весна» в этом сезоне выступит Георгий Викторович Ковалевский – музыковед, музыкальный критик, лектор, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). Георгий Викторович регулярно публикуется в федеральных изданиях – журналах «Музыкальная жизнь», «Российская газета», «Независимая газета». Мы задали эксперту три вопроса.

 – Георгий Викторович, как сегодня выглядят театры Красноярского края в масштабе России?

– Я пока знаком с Красноярским театром оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Это достаточно молодой, но очень амбициозный и яркий театр в российском масштабе. Лично мне, как музыковеду, очень импонирует то, что театр берётся за постановку редких вещей, а также заказывает произведения современным композиторам. Сегодня в афише оперного театра Красноярска можно увидеть оперы, которые больше не идут ни в одном театре России. Из сочинений XIX века, например, это опера Луиджи Керубини «Медея» или недавно поставленная оперетта А.П. Бородина «Богатыри», о существовании которой не все специалисты знают. В ноябре 2019 года я был в Красноярске на фестивале «Искусство в квадрате» и меня восхитило то, что на все современные, достаточно трудные для восприятия постановки, были раскуплены билеты, а в зале я увидел много молодежи. Это здорово! 

– Какое значение, на ваш взгляд, имеет фестиваль для театров края и для зрителей?

– Так уж получилось в этом году, что просмотр спектаклей в Красноярском крае будет проходить сразу же после завершения моей работы в экспертном совете национальной премии «Золотая маска». Я считаю, что подобные фестивали очень важны как для публики, так и для самих театров. Искренне убеждён, что культура – это то, что объединяет людей вне зависимости от их статуса, политических, религиозных взглядов и других факторов. Одно условие –  культура должна возвышать человека, давать ему возможность увидеть мир иначе, в большей полноте и многообразии. Соревнования в области искусства должны носить не спортивный, а скорее коллегиальный характер. Мы смотрим, обмениваемся опытом, перенимаем лучшее и делаем выводы, если увидели что-то не соответствующее профессиональным и этическим стандартам. Для зрителей подобные фестивали – праздник и возможность общения с прекрасным.

Что вы думаете о сегодняшнем состоянии театрального дела в России?

– Я расцениваю его в целом как кризисное. Современная режиссура, ставившая часто бунт во главу угла, дошла до определённой точки, когда непонятно, что же делать дальше. Все приёмы перепробованы, вся классика вывернута наизнанку, прошлое нас на устраивает, будущее не ясно... В музыкальном театре дело обстоит немного лучше, поскольку в нём есть чётко зафиксированный музыкальный текст, диктующий время и держащий драматургию. В опере режиссёр не имеет такой власти над временем и текстом как в драме, в опере ведь уже всё написано композитором. И если дирижёр и солисты показывают должный уровень, то музыка будет отчасти компенсировать действие. В идеале, режиссёр, взявшись за оперу, оперетту или мюзикл, должен обязательно чувствовать ритм и драматургию, и это часто становится проблемой. Но при всех кризисных моментах всё равно вижу будущее. Работая в этом году в совете «Золотой маски», я увидел ряд прекрасных спектаклей, поставленных молодыми режиссёрами. Так что нас ещё ждут интересные сюрпризы!