Музыкальные театры края: взгляд эксперта

Один из самых авторитетных в России критиков музыкального театра Дмитрий Морозов впервые в этом году принимал участие в работе экспертного совета «Театральной весны». Однако с музыкальными театрами г. Красноярска Дмитрий Феликсович хорошо знаком, неоднократно бывал на премьерах (в том числе, в качестве эксперта Национального театрального фестиваля «Золотая маска»).

– Мы с коллегами просмотрели спектакли Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского, Красноярского музыкального театра, Железногорского театра оперетты, а также спектакль продюсерского проекта Марины Вишневской, – рассказывает Д.Ф. Морозов. – Театр оперы и балета входит в число лучших региональных коллективов этого профиля и вполне конкурентоспособен на общероссийском театральном пространстве. Нынешняя встреча во многом оправдала мои ожидания, хотя разные спектакли (а их довелось увидеть целых пять, в т.ч. один сверх конкурсной программы) и воспринимались по-разному. Из того, что входило в нашу официальную программу, наиболее сильное впечатление произвёл балет «Ленинградская симфония» (Lamento/«ПЛАЧ»)» в постановке заслуженного артиста России Сергея Боброва и под музыкальным руководством Ивана Великанова. Другие конкурсные спектакли воспринимались не столь однозначно. В каждом были свои очевидные достоинства, но и столь же очевидные недостатки. Хочу особо сказать о спектакле, который посчастливилось увидеть в эти дни в Красноярском оперном сверх конкурсной программы. Речь о премьере романтического балета «Катарина, или Дочь разбойника». Это спектакль экстраординарных достоинств, и я уверен, что он просто «обречён» на огромный успех не только на красноярской сцене, но и в любой балетной столице, на любом фестивале. Подобный спектакль были бы рады иметь в своём репертуаре даже такие «тяжеловесы», как Большой и Мариинский театры.

Если Красноярский оперный стремится к многообразию, осваивает самые разные репертуарные и стилевые пласты, экспериментирует в новых пространствах (вроде лофта «Квадрат»), то Красноярский музыкальный, чьи название и статус тем более предполагают репертуарное разнообразие, сегодня работает почти исключительно на поле мюзикла. В этом плане у театра немало удач, но всё же… Понятно, что, имея рядом сильный оперный театр, самонадеянно было бы замахиваться на оперы или балеты (хотя многие театры России, именующиеся музыкальными, так и поступают), но вот игнорировать такой жанр, как оперетта, вряд ли правильно.

В Красноярском музыкальном театре мы увидели два спектакля. Очень достойно выглядит мюзикл Владимира Баскина«Великий Гэтсби» (по мотивам одноимённого романа Ф.С. Фицджеральда), поставленный Николаем Покотыло. В последние годы постановки этого режиссёра в Красноярском музыкальном с успехом показывались в Москве («Винил» номинировался на «Золотую маску», а «Мёртвые души» входили в программу последнего фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку»), и тем более жаль, что он больше здесь не служит. «Великий Гэтсби» – работа качественная и профессиональная, хотя, возможно, и не свободная от тех или иных недостатков (прежде всего, в плане драматургии). Свои достоинства имеет и более камерная «Панночка» по повести Гоголя «Вий» в постановке заслуженного артиста России Юрия Цехановского. В целом театр сегодня находится в достаточно неплохой творческой форме. Вопрос, как долго ещё он сможет её сохранять, оставшись без режиссёра-лидера, каким был Покотыло? Найти ему замену будет непросто, учитывая общий дефицит кадров режиссёров соответствующего профиля.

Наиболее серьезно эта проблема стоит для Железногорского театра оперетты. Три спектакля из четырёх, которые мы посмотрели (два пришлось «досматривать» на видео, поскольку театр отменил запланированные их живые показы в связи с тем, что несколько артистов заболели коронавирусом), производят удручающее впечатление прежде всего за счёт откровенной беспомощности режиссуры. Только в мюзикле «Искусство жениться», поставленном заслуженным артистом России Владиславом Питальским (Красноярский музыкальный театр), раскрылся, наконец, потенциал труппы. Главное достоинство этого спектакля – актёрский ансамбль, особенно в женской его части. И мы единодушно номинировали сразу четырёх актрис труппы (кстати, трёх из них мы видели ранее в «Трёх мушкетёрах», и могли лишь предполагать, что они способны на что-то большее, поскольку отсутствие сколько-нибудь внятной режиссёрской разработки ролей не позволяло по-настоящему раскрыться их актёрским дарованиям).

Самых добрых слов заслуживает продюсерский проект Марины Вишневской «Академия» («Academy») – спектакль, базирующийся на музыкальных фрагментах из знаменитых бродвейских мюзиклов и во многом ориентированный на соответствующую эстетику. Дети здесь очень органичны и способны дать фору иным взрослым и как бы профессиональным артистам, которых мы видели в те же дни в других спектаклях. Это, конечно же, заслуга и самой Вишневской, и режиссёра проекта Алексея Попова. Они умеют работать с детьми, ставить перед ними правильные задачи и добиваться их выполнения с поправкой на детскую психологию. Хочется пожелать этому начинанию дальнейшего развития. Вполне возможно, что в дальнейшем из него возникнет что-то подобное московскому Детскому музыкальному театру юного актёра или московской же Академии детского мюзикла. Но уже и эта первая их работа может, без сомнения, стать одним из украшений афиши фестиваля «Театральная весна».